Новый телесный ритуал

В эпоху стремительного технологического прогресса мы сталкиваемся с новыми вызовами в формировании нашей идентичности. Как современные технологии, такие как социальные сети, искусственный интеллект и виртуальная реальность, влияют на то, кто мы есть? В условиях стандартизации идеалов красоты и телесных норм, наша личность размывается. Но что это означает для нас?
Можем ли мы по-прежнему воспринимать себя как подлинные личности, если начинаем зависеть от внешних оценок и лайков? Этот внутренний конфликт становится актуален для многих из нас, а в центре этого размышления оказывается тело.
Тело уже не просто физическая оболочка, сегодня оно подчиняется внешним стандартам и становится объектом желания. Но где проходит граница между естественным и искусственным? Какова цена модификаций, таких как пластическая хирургия или биоинженерия, для нашей идентичности? Остается ли тело просто инструментом для достижения эстетических целей, или же оно продолжает сохранять свою природную сущность даже в условиях технологий?
Фантазия открывает перед нами новые горизонты, позволяя исследовать альтернативные реальности. Художница играет на грани между фантазией и реальностью, создавая образы тела, которые одновременно странные и знакомые. Что такое «реальное» тело? Является ли оно тем, что мы видим в зеркале, или же это более глубокое и многослойное понятие, отражающее наши внутренние ощущения и стремления?
Художница предлагает зрителям пересмотреть традиционные представления о теле, рассматривая его как текучую сущность, которая может быть преобразована и реконструирована.
Эта выставка напоминает нам, что тело — это не просто объект, подлежащий контролю или манипуляции. Оно живое, полное чувств. Исследуйте, задавайте вопросы и открывайте новые возможности.

Никита Савин

Рики (Zhou Qian, Reiki.Z) — родилась в 1991 году в Сычуани, в настоящее время живет в Чэнду и работает между Чэнду и Санкт-Петербургом. В 2016 году окончила факультет графики Сычуанского института изящных искусств, а в 2019 году основала личный художественный бренд REIKIMARTIN.
Представление Рики
Мой творческий путь начался с подсознания — с пространства сновидений и внутренних символов, через которые я впервые соприкоснулась с глубинами собственной психики. Однако со временем моё внимание сместилось к более осязаемым, тактильным реалиям: к моей идентичности, к фактуре тела, к состоянию духа и к тому, как гендер, материальные пейзажи и взгляды взаимодействуют и переплетаются в окружающей среде.
Это изменение не было запланированным, оно возникло из самой жизни
Серия «Новый телесный ритуал» родилась из простого, но глубокого изменения: я начала учиться заботиться о себе — не только в физическом смысле, но и в том, как я распределяю своё время, энергию и одиночество. Я позволила себе моменты тишины и покоя, выходящие за рамки постоянной спешки и работы. Именно в этих состояниях медитации и тихого присутствия я ощутила нечто более глубокое — нечто, что требовало выражения.
Живя одна в Санкт-Петербурге, я бродила по незнакомому городу, как блуждающее сознание. Свободная от коллективного бессознательного, вписанного в привычный язык и культуру, я смогла наблюдать за собственными мыслями, эмоциями и внутренними ритмами. Я ощутила присутствие того, что выходит за пределы человеческой логики — тонкие силы, пронизывающие тело, растение, дух и пространство.
Тогда стало ясно: эта серия работ необходима не только как художественный акт, но как личный ритуал обновления и самопознания.
Обряды перевоплощённого «Я»
Моя художественная практика исследует сложные отношения между современным человеком, его социальными ролями и бессознательным. Я стремлюсь выстроить визуальный язык, одновременно конкретный и символический, балансирующий на грани фантазии и реальности.
В моей новой серии работ «Новый телесный ритуал» тело становится центральным субъектом — проходом, через который я исследую запутанные связи между личностью и такими силами, как технологии, потребительство, природа и духовное.
Предлагаемое мной «новое тело» — это не просто анатомическая оболочка. Это контейнер и пространство трансформации — поле, которое постоянно формируется, сжимается и отчуждается внешними силами, но при этом обладает потенциалом для переосмысления и восстановления. Здесь новизна — это не столько бунт против существующего порядка, сколько стремление к более открытой и щедрой перспективе: тело как медиум психологического преобразования, пространство трансцендентности, где можно заново найти смысл и связи в нашей современной реальности.
Такой способ восприятия возник в постпандемическую эпоху. На протяжении многих лет я практиковала йогу, физические тренировки и велоспорт, чтобы регулировать метаболизм и справляться с хронической тревожностью, а также внимательно наблюдала за растениями. Эти повседневные, «мягкие» акты сопротивления стали для меня действенным ответом на давление со стороны общества, потребительской культуры и рыночных сил.
Посредством внимательного погружения в дыхание, мышцы и ощущения я вхожу в почти ритуальное состояние — переживание духовного обновления, сродни метаморфозе насекомого. Спонтанная реакция растений на свет и воду открыла мне, что тело и разум — не дуальность, а две стороны одной субстанции, как писал Спиноза в своей теории параллелизма, где мышление и протяжённость — это атрибуты одной реальности (Deus sive Natura). Его концепция conatus — внутреннего стремления каждого существа к сохранению и увеличению собственной силы — отражает мой непрерывный процесс телесной практики и самовосстановления.
Для Спинозы жизнь одновременно материальна и осознанна; тело — это не пассивный объект, а поле аффективной силы, которое генерирует себя и взаимодействует с миром через восприятие и действие. В этой философской рамке мои телесные практики и наблюдения за растениями становятся одновременно актами сопротивления и возрождения — утверждением тела как автономного энергетического поля, способного к освобождению в условиях технологического, потребительского и институционального давления.
Опираясь на идеи Спинозы, я соединяю «мягкое сопротивление» с ритуализированной телесностью, формируя уникальный способ восприятия: возвращение к подлинности тела и движению жизни между материей и духом, реальностью и сном, контролем и свободой.
Как художница, родившаяся в 1991 году, я принадлежу к поколению миллениалов — временному мосту между осязаемым прошлым и цифровым будущим. Мы унаследовали ценности ручного труда, взрослея вместе с развитием ИИ, цифровых технологий и новых медиа. Это напряжение заставляет меня вновь и вновь задавать себе вопрос: можем ли мы, несмотря на дисциплинирующее и товарное отношение к телу, вернуться к более интуитивной, воплощённой практике самопознания?
В материальном аспекте я преимущественно работаю с масляной живописью, дополняя её акрилом, минеральным песком и печатными элементами, чтобы подчеркнуть материальность и физический след изображения. Такие процессы, как растирание, лессировка и размазывание — это не просто технические приёмы, а хореография жестов, реконструкция самосознания через прикосновение и повтор.
«Новый телесный ритуал» — это не эстетизация тела, а пробуждение новых способов видения. Это попытка вернуть телу его инстинктивное, ритуальное состояние — задать не только вопросы, но и наметить возможные пути. Как мы можем вернуться к телу как к точке восприятия? Как нам вновь научиться распознавать самих себя — и друг друга — через него?
Made on
Tilda